В январе 1871 г. император Александр II утвердил решение об открытии 3-й прогимназии в районе Измайловского полка, т.к. здесь не было учебных заведений такого уровня. В первый класс было принято 49 учеников. 26 сентября 1871 г. состоялось торжественное открытие прогимназии. Учебно-воспитательный состав насчитывал 13 преподавателей. Основными предметами были: закон Божий, математика, русский язык, история, география, латынь, французский и немецкий языки, пение, рисование, гимнастика. К январю 1874 г. в прогимназии училось уже 150 учеников. 23 ноября 1874 г. из 4-х классной прогимназия была преобразована в 6-ти классную 19 января 1883 г. император Александр III утвердил указ об открытии на базе 3-й прогимназии 8-ми классной 10-й Санкт-Петербургской гимназии. К этому времени (с 1880 года) она размещалась уже по новому адресу: 1-я рота Измайловского полка, дом 3 (ныне — 1-я Красноармейская ул., 3). Коллектив преподавателей насчитывал порядка 30 человек. В первый класс гимназии зачислялось около 250 человек, а заканчивало полный курс с получением аттестата зрелости 15 - 20 человек. Преподавание велось на очень высоком уровне. Превращение в классическую гимназию привело к появлению новых предметов — греческого и церковнославянского языков, физики, природоведения. Преподаватели носили форменную одежду, положенную чинам Министерства народного просвещения, с шитьем и знаками отличия на петлицах. На золотых форменных пуговицах помещалось изображение пеликана, кормящего своих птенцов — символ полной и беззаветной отдачи своих сил и знаний ученикам. Фирменную одежду носили и учащиеся. Головы гимназистов украшали светло-синие фуражки с тремя белыми кантами и с черным козырьком. Фуражки гимназисты носили зимой и летом. Летом на тулью надевался чехол из коломянки. Зимой, в холода, надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри. Кроме того, в морозы надевали башлык (капюшон) цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой. Гимназисты имели также выходную форму - мундир, темно-синий или темно-серый, однобортный, с обшитым серебряным галуном воротником. Этот мундир носили и с ремнем, и без ремня (вне школы). К мундиру надевали крахмальный воротничок. Шинель была типа офицерской, светло-серая, двубортная, с серебряными пуговицами, петлицы синие, в цвет фуражки, с белым кантом и пуговицами. Шинели были холодные и на вате, со стеганой серой подкладкой. Вместо шарфа носили черный суконный нагрудник, как у матросов. Ученикам младших классов разрешался зимой черный каракулевый воротник. Постоянным атрибутом гимназистов был ранец. Он был из черной кожи, крышка обшита тюленьим мехом серо-зеленого цвета. В старших классах книги и тетради носили без ранца, крест-накрест перетянутые 'двумя кожаными ремешками. Состав учащихся был разнообразным, хотя сыновей аристократов и очень богатых людей не было. Преобладали дети служащих, средних чиновников, небогатой интеллигенции, были и дети рабочих. Национальный состав был довольно пестрым, учебное заведение отличалось веротерпимостью. Наряду с православным законоучителем имелись католический священник и лютеранский пастор. Малоимущим гимназистам при условии хорошей успеваемости, оказывалась материальная поддержка в виде стипендий. Помощь оказывали и состоятельные люди, два — три раза в год устраивались благотворительные балы, сбор от которых шел в пользу малоимущих учеников.
Такова в самом кратком изложении история нашей гимназии. За годы своего существования она подготовила и выпустила в большую жизнь множество людей, приумноживших славу Отечества, вобрала в себя опыт самых разных учебных заведений и готова достойно продолжать их традиции.
|