Пятый класс, проблемы адаптации
Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одним из самых сложных периодов в обучении, так же, как и адаптация ребенка в пятом классе – одной из проблемных зон.
Буквально еще пять, семь лет назад адаптацию детей в пятом классе за проблему не считали. Вообще не обращали внимания, что происходит с ребенком после окончания начального обучения. Только совсем недавно специалисты заметили, что, да, действительно, об этом надо говорить, и не только говорить, но и наблюдать за пятиклашками. Ведь что означает понятие «пятиклассник»? Оно включает в себя достаточно много. С одной стороны, находясь у начала переходного кризиса, дети становятся неуправляемыми. Но, в то же время, они удивительно пластичны, гибки, готовы к переменам и открыты для сотрудничества и общения, нужно только уметь направить их в нужное русло. Чем же еще отличается пятиклассник от других подростков? Это маленький еще человечек, неоперившийся, только что вышедший из начальной школы, и только совсем недавно ступивший на путь взрослой жизни. Это ребенок, который после начальной школы выходит на кабинетную систему, где много разных учителей, каждый со своими требованиями, каждый со своей манерой ведения уроков, где другие взаимоотношения среди детей. А как он там? Он должен привыкнуть ко многому: к тому, что учитель уже не один, а их много и каждого надо понять, запомнить по голосу и стилю преподавания, привыкнуть к требованиям каждого, даже запомнить как зовут каждого; запомнить, где находится каждый предметный класс, не перепутать расписание и идти в нужную сторону, не отстать от своих одноклассников, и, не дай бог, не заблудиться, и не оставить свои вещи в чужом классе; не пугаться большого числа чужих детей, найти пути общения с ними, а еще каким-то образом уложить в голове массу знаний, которые он получает на множестве уроков, то есть, стать организованным и сосредоточенным, чтобы не перепутать, что, где и как. Вот об этом и хотелось бы сегодня поговорить. А именно - об адаптации ребенка в пятом классе. Ребенок меняется кардинально – как внешне, так и внутренне. Каков он, младший подросток? Ребенку 10-11 лет, он как бы стоит на перепутье, на ничьей земле. Вроде бы еще не подросток, но уже не малыш. Как он себя чувствует в этот период? · Меняются его интересы, ценности, взгляды на жизнь, весь уклад его жизни. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. У него меняется внутренняя позиция, появляется определенный статус - старшего школьника. Он начинает осознавать, что учится в школе он, прежде всего для себя, а не для учителя; чтобы получить как можно больше знаний, которые пригодятся в будущем. Это его первая проблема: как учиться так, чтобы научиться большему? Как, в связи с этим регулировать свои волевые усилия, чтобы хотелось учиться и познавать новое? · У ребенка складываются свои представления о своих собственных физических, атлетических характеристиках, определяющих популярность среди сверстников. Все больше внимания уделяет он своей внешности, все чаще обращает внимание на зеркало, рассматривая себя, отождествляя, сравнивая себя со сверстниками. «А какой я? А такой же я, как все?» Это говорит о том, что у ребенка появляется так называемое чувство взрослости. Именно в это период в своих жизненных позициях он начинает отдаляться от взрослых, ища поддержки в группе сверстников, пытаясь наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками. И это его вторая проблема, очень переживаемая ребенком: что делать, если сверстники не принимают или не хотят принять в свою группу. Как надо себя вести, чтобы не оказаться в стороне. С физиологической точки зрения - это время физического роста, когда ребенок тянется вверх и физическое развитие намного опережает нервно-психическое, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Отсюда частая усталость, повышенная эмоциональность, повышенная потребность в движениях, частые заболевания простудного характера в связи с пониженным иммунитетом. Ребенок в этот период может быть нервным, несдержанным, беспокойным. Именно в этом возрасте появляется большое количество школьных страхов: · Это страх самовыражения, страх публичной оценки знаний, когда ребенок порой боится отвечать при всех. Ему начинает казаться, что все, что он говорит или делает, все неправильно и над ним будут смеяться. Вследствие чего может появиться неуверенность в своих силах, понижение успеваемости, замкнутость, низкая самооценка. Ребенок начинает критиковать себя абсолютно за все: за внешность, имя, неправильные ответы на уроках. · У ребенка может начаться переживание социального стресса, когда его не принимают одноклассники. · Кроме того, у ребенка может появиться страх несоответствовать завышенным требованиям взрослых. · И если страхи накапливаются и остаются незамеченными взрослыми, они могут перейти в более сложную форму, с которой очень трудно бороться впоследствии – это школьная тревожность. Специалисты считают, что более тревожны мальчики, а после двенадцати лет – девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой–то «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники. Вот такая сложная тернистая жизнь может быть (в идеале) у любого пятиклассника. Итак, что же необходимо ребенку для успешной адаптации к обучению в средней школе? Во-первых, это решение главной задачи ученика – принять и понять смысл учения для себя, для чего ему надо учиться? Если ребенок понимает, что ему необходимо впитывать все те знания, которые дают ему учителя, чтобы не только стать хорошим учеником, но и много знать. Если ребенок уверен в своих силах, у него адекватная самооценка, то есть он не занижает свои способности, он готов получать новые знания, можно сказать, что он успешно прошел период адаптации. Кроме того, ребенок в этом возрасте начинает развиваться автономно от влияния взрослых. Именно в этот период формируется групповая жизнь школьников. Чтобы не остаться на обочине группы, не быть отвергнутым детьми, нужна определенная самостоятельность, зрелость суждений, конструктивность во взаимоотношениях, умение налаживать эмоциональные связи со сверстниками. Поэтому здесь наиболее важна помощь взрослых, в том числе и родителей. Очень важно, чтобы не только учитель, но и родители внимательно вникали в проблемы ребенка, его переживания и помогали ему легче перенести тяжелый период. Именно в случае поддержки взрослого у ребенка формируется чувство «Я могу!», проходит боязнь неудачи, появляется уверенность в своих силах. Что же требуется от вас, со стороны родителей? · Понаблюдайте за своим ребенком, насколько он изменился, став пятиклассником, поймите его душевное состояние, чаще хвалите ребенка, даже за минимальный успех · Чаще беседуйте с ним о других детях, и вы поймете, насколько его волнуют проблемы его взаимоотношений со сверстниками или может быть он нуждается в вашей помощи при подготовке домашних заданий! · Старайтесь не ругать его за мелочи, не повышать на него голос, ему и так тяжело! Если вам необходимо сделать ребенку замечание, обязательно объясните, за что. · Будьте ему поддержкой и опорой во всех случаях жизни! Будьте своему ребенку настоящим другом! · Любите своего ребенка. Не забывайте о необходимости телесного контакта с ним. · Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с соседским красавцем Ваней или отличником Сашей. · Помните, что в первую очередь вы не руководящий работник, не деловая женщина, а мама. Будьте строгой и принципиальной, но, в то же время, нежной, любящей, непосредственной, заботливой и внимательной. |