Особенности общения с учащимися подросткового возраста

Возраст с 10-11 до 15 лет в психологии принято характеризовать как подростковый возраст. На каждом возрастном этапе можно выделить ведущую деятельность. Именно в ней перестраивается психологический возраст, от нее зависят изменения в личности. В ведущей деятельности развиваются, рождаются новые виды деятельности. Для данного возраста главным, приоритетным становится общение со сверстниками.
Поведение подростка характеризуется перепадами настроения, проявлениями негативизма (как отстаивание независимости), имитацией поведения «значимых» взрослых людей. Ребенок меняется физиологически и психологически. Для подростка может быть характерна нравственная неустойчивость, причем на поведение очень сильно влияет мнение референтной группы, т.е. тех людей, с кем общается подросток. Самооценка неустойчива, может меняться от положительной к отрицательной практически мгновенно. Наблюдается склонность впадать в крайности, отстаивание противоположных убеждений, противоречивость характера и поведения. Последствиями личностной нестабильности является интерес подростков к алкоголю, наркотикам, преступному поведению (интересно «КАК» это будет).        Влияние родителей, педагогов ограничено, в вопросах дружбы, любви, развлечений мнения сверстников важнее. Подростки любыми способами стремятся к независимости. Все это следует учитывать при повседневных контактах с детьми. Взрослым следует запастись терпением, в разговоре стараться избегать авторитарного тона, проявлять разумную строгость, максимальную тактичность по отношению к подростку, убеждать его, а не запугивать. При возникновении конфликтных ситуаций разумнее поговорить с ребенком наедине, выяснив причины нежелательного поведения и исключив при этом  нотации и угрозы.
Для подросткового возраста характерны две формы самосознания: Я-концепция и чувство взрослости. Несмотря на то, что подросток не готов к вступлению во взрослую жизнь, он очень стремится к этому и претендует на права взрослых. Я-концепция - это осознаваемая часть самости, т.е. мысли, чувства о самом себе. Она включает самосознание (Я - ученик, Я - общительный...) и самооценку. Карл Роджерс говорил о том, что Я - концепция должна быть положительной, позитивной. Для этого необходимо безоценочное (безусловное) принятие другого человека. Безусловно, принимать ребенка - значит любить и уважать его не за то, что он красивый, умный, способный, послушный и т.д., а просто так, просто за то, что он есть.
Несмотря на глобальную роль сверстников, общение с родителями и педагогами продолжает играть важную роль в развитии подростка. Взрослые вводят подростка во взрослый мир. Я - концепция подростка неустойчива и подвижна и формируется при взаимодействии с другими людьми. Другие - это источник информации о нашем Я, правда не всегда положительный, порой эта информация формирует у человека негативное восприятие себя и заниженную самооценку. Главная задача взрослого - стать «значимым», т.е. тем, кто оказывает наибольшее влияние на ребенка. Оценка «значимого» взрослого может сильно ранить или сильно порадовать выбирающего по сравнению с оценками других - менее «значимых». Если вдруг вы потеряли в глазах ребенка статус значимого другого, установить его будет крайне сложно, иногда невозможно. Старайтесь чаще хвалить своих детей, замечать в них положительные черты. При возникновении нежелательного поведения поговорите с подростком наедине, выясните причину конфликта. С любым ребенком можно договориться. Если подросток почувствует уважение и расположение взрослого, он всегда прислушается к его мнению.
Следите за своими обращениями к детям. Ведь они нас понимают буквально, без подтекста и скрытого смысла. Они искренни в своих чувствах, и наделяют абсолютной искренностью любую фразу взрослого. Чем чаще родители раздражаются на подростка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: «Меня не любят, не уважают». Доводы взрослых типа «Ради твоей же пользы» дети не слышат. Точнее, они могут услышать слова, но не их смысл. У них своя, эмоциональная, бухгалтерия.
Дорогие родители! Вы и ваши дети переживаете сейчас очень непростой и в то же время очень интересный период. Постарайтесь сохранить статус «значимого» взрослого в глазах ребенка. Будьте в меру строгими, максимально тактичными и справедливыми, добрыми, заботливыми и понимающими, и тогда, безусловно, ваши дети рано или чуть позже прислушаются к вам, продемонстрируют свое уважение и любовь.

Версия для слабовидящих

 

Open menu
  • 20190902_090933.jpg
  • 20190902_101156.jpg
  • 20190902_101203.jpg
  • 20190902_101657.jpg
  • 20190902_103130.jpg
  • 20190902_112924.jpg
  • 20190902_1036020.jpg

Логотип портала «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге

Image  
 

 

 

Хостинг от Макхост

 

 

Обратная связь

Контакты

190103, Санкт-Петербург,

8-я Красноармейская улица, дом 3, литер А.

Тел.:  (812) 251-16-49,   (812) 417-35-12

sc272.adm@obr.gov.spb.ru   

sc272@adm-edu.spb.ru