Конечно!
1. Нередко родители видят проблему нарушенных отношений между детьми в проблемном поведении одного из них. Думая, что, изменив асоциальное поведение одного, они улучшат ситуацию в семье в целом. Это не так.
2. Родителям необходимо внимательно проанализировать свое поведение в отношении детей. Возможно, они сами невольно подкрепляют особые позиции детей, которые складываются в результате порядка их рождения. При этом обостряются не только положительные стороны, которые есть в каждом их них, но и отрицательные, выражающиеся в обостренном соперничестве за «место под солнцем» в сердце мамы и папы, и в структуре семьи. Родители, посмотрите на себя со стороны. Копирование черт поведения взрослых происходит детьми бессознательно. Важно понять, по какому поводу между детьми возникает конкуренция.
3. Желание быть любимым, единственным в своем роде, незаменимым, желание дарить свою любовь близким людям и чувствовать взаимность – естественное чувство для любого человека. Маленький человек приходит в этот мир с огромным желанием любить, и, прежде всего, своих родителей. Родители нужны малышу, и его радует сознание того, что и он им нужен.
4. В моменты ссоры детей по поводу того, кто прав, кто не прав, не надо спешить прекращать конфликт силой своей родительской власти, принимая сторону одного из детей или наказывая обоих, чтобы в следующий раз сами решали свои споры. Это вызовет только обиду: на вас, родители, – за то, что не захотели понять, и друг на друга – за то, что «из-за тебя и мне попало». В спорах часто справедливость бывает на стороне старшего, поэтому не наказывайте его по логике «ты старше и должен быть умнее». Такой аргумент возможен только в том случае, если старший проявил агрессию, жестокость. Если отношения между детьми напряженные почти всегда, старайтесь не провоцировать ссоры, без необходимости не поручайте старшему присматривать за младшим или другое поручение. Решайте конфликты вместе с детьми, играя скорее роль посредника, чем судьи. Спрашивайте у каждого из них, чего он хочет. Пусть каждый озвучит свой ответ, даже если он точно такой же, как предыдущий. Для ребенка важно почувствовать, что его мнение, желание услышано и имеет тот же самый вес, что и желание брата или сестры, независимо от возраста. Важно понять не только цель действия, поступка, но и потребности ребенка. Не торопитесь сразу же выдать детям подходящее решение. Ничего страшного, если вам всем вместе придется немного помолчать и подумать. Почувствовав доброжелательные интонации вашего голоса и искреннее желание услышать и помочь каждому, ребята сами предложат какие-то способы для взаимного удовлетворения желаний. Для детей будет полезно понять, что споры можно улаживать без крика и размахивания кулаками, уважая интересы другого человека. Независимо от того, найдете ли вы два полностью удовлетворительных решения или придется согласиться на какой-то компромиссный вариант, вы поможете установлению мира и согласия в вашей семье.
5. Общаться наедине с каждым из детей – очень правильная тактика. Деля часто все поровну между детьми - не всегда правильный ход. Время наедине нужно использовать для того, чтобы по возможности повысить статус каждого ребенка и подчеркнуть те жизненные трудности, которые переживает конкурент: «Хорошо нам с тобой сейчас, Лена, а бедный Саша делает уроки (моет посуду, сидит дома один)». Полезно вызвать к сопернику сочувствие, желание оказать ему поддержку. Так же важно дать почувствовать старшему ребенку преимущество его положения: «Здорово, когда ты старший, все тебя слушаются… Представляешь, ты уже родился (лась), и мы с тобой ездили на юг, а Вити ещё не было..»
6. Акцентируйте взаимную полезность детей.
7. Положительные воспоминания о самом раннем детстве ребенка полезны всегда.
8. Советуйтесь со старшим ребенком в вопросах воспитания младшего: «Как ты думаешь, это не от кефира у него заболел живот?»
9. Показывайте старшему полезность для него младшего: «Сейчас он может показаться тебе противным, но он подрастет, будет тебе помогать». Очень полезно для развития отношений, если возникает ситуация, когда старший должен защитить младшего, хотя бы от родительского гнева.
10. Поощрять ябедничество нельзя!
11. Учите детей использовать прямые контакты, то есть выражать ревность не косвенно, родителям, а открыто, друг другу: «Мне не нравится, когда ты со мной дерешься….», «Я обижаюсь, когда ты берешь мои вещи…»
12. Чтобы предотвратить ревность братьев и сестер, их необходимо научить строить отдельный друг от друга внутренний образ, внутренний мир, стремясь к осознанию ими своей индивидуальности и уникальности. Только через признание собственной, а затем и чужой индивидуальности дети смогут прийти к дружбе и взаимопониманию. Посоветуйте детям завести «дневники успехов».
13. Обогащайте эрудицию детей, расширяйте знания о чувственном мире человека. Беседуйте с детьми о счастье, гордости, обиде, сожалении, одиночестве, любви, спокойствии, сопереживании, стыде, слабости и т.д.
14. Поощряйте в детях открытость и индивидуальность.
15. Чаще организовывайте совместную деятельность (игры, походы, приготовление обеда, пение песен под гитару и др.)
16. Часто родные братья и сестры мало знают друг друга, как будто их разделяет не комнатное пространство, а целый океан, расширяете знания детей друг о друге (кто что любит, не любит и т.д.).
17. Необходимо, чтобы у ребенка сформировалось «чувство защищенности».
· Всегда поддерживайте ребенка.
- Проанализируйте конфликтную ситуацию, выявите причины и последствия поведения всех участников конфликта. Сделайте акцент на положительном поведении.
- Поддерживайте увлечения ребенка, всегда хвалите за успех в соревнованиях, концертах и т.д.
- Не унижайте в присутствии других людей, особенно при его ровесниках.
- Используйте наказание применительно к конкретному нарушению.
- Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми (братьями, сестрами), особенно, если сравнение не в их пользу.
- Приводя в пример собственные достижения или достижения других людей, делайте упор на том, что у ребенка есть возможность также достичь успеха.
Упражнение
Возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам и поставьте имена соперничающих за вашу любовь детей. На одной половине листа напишите все то, чем вы гордитесь в одном ребенке, за что вы ему благодарны, чего вы ждете от него в будущем по отношению к себе. На другой половине напишите то же самое о втором ребенке. Результат даст возможность подумать. Полезно, если это упражнение сделает и отец. Если одна половина листа заполнена плотным текстом, а на другой написано мало, подумайте, как их уравновесить.
Проблему ревности, сколько бы ни существовало человечество, и как бы не развивалась наука «психология», никогда не удастся решить до конца. Задачей психологов, родителей является продление замечательной сказки под названием Детство. Детство – это удивительная страна, полная чудес и радости от общения с близкими и родными людьми. Воспоминания о нем должны всегда радовать! |